У сказки «Курочка Ряба» очень много толкований. Несмотря на то что она коротенькая, расшифровывать её можно бесконечно. Важно сказать, что современный читатель знает не оригинальный текст сказки, а литературное изложение Константина Ушинского, знаменитого русского педагога. Его авторский пересказ «Рябы» был напечатан в ученике «Родное слово» в середине XIX века, и каждый, кто учился читать и писать по этой книге, знал «Рябу» собственно в этом изложении.
Настоящая народная сказка, записанная Афанасьевым, звучит совсем иначе. «Как у нашей бабушки в задворенке была курочка-рябушечка; посадила курочка яичушко, с полки на полку, в осиновое дупёлко, в кут под лавку. Мышка бежала, хвостом вернула — яичко приломала! Об этом яичке нищий стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть; двери побутусились, тын рассыпался; поповы дочери шли с водою, ушат приломали. попадья квашню месила — всё тесто по полу разметала; поп стал книгу рвать — всю по полу разметал!» Подлинная история звучит крайне зловеще. Это вовсе не сказка Ушинского, а настоящая сказка-апокалипсис. В некоторых её вариантах не только поп сходит с ума и рвёт Библию, «девочка-внучка с горя удавилась», дьячок на церкви «все колокола перебил». Лингвист Владимир Николаевич Топоров рассматривает „Рябу“ через мотив расколотого Мирового Яйца. Многие народы от Египта до Океании в древности представляли себе мир в виде яйца. Его откладывала гигантская птица или змея. Боги разбивали яйцо, из нижней половины образовывалась земля, а из верхней — небо. Может быть, поэтому дед и баба не смогли разбить яйца, ведь они не боги, а обычные люди. Мышка, в свою очередь, — животное непростое: в мифологии она принадлежит к подземному царству и связывает мир живых с миром мёртвых. Есть и другая версия. «Курочка Ряба — это сказка о конце света», — говорит филолог Софья Залмановна Агранович. Золотое яйцо — символ смерти. Обычно всё, что окрашено в золотой цвет, в сказке принадлежит миру мёртвых — тридевятому царству: золотая рыбка, жар-птица. У нас Кощей над златом чахнет, а у греков Аид владеет золотом. Мёртвые уходят в землю, а золото вымывается из-под земли. Получается, золотое яйцо — это знак приближающейся смерти.
В некоторых вариантах сказки дед с бабкой отдают яйцо досиживать курочке — борются за жизнь. Мышь, которая существует в двух мирах, разбивает золотое яйцо-предвестник конца всего живого. Вместе с ним разбивается надежда стариков уничтожить этот символ смерти. Они поддаются отчаянию, а вслед за ними весь мир начинает сходить с ума.
Снесла бы курочка простое, куриное яйцо — это была бы надежда на спасение, на дальнейшую жизнь, а золотое яйцо, наоборот, убило все мечты о счастливом будущем. И это катастрофа! Вот почему мир начинает сходить с ума. Семья священника – это модель семьи, общества. Не просто людей, а сакрального общества. Поп в фольклоре – жрец, шаман. Горит природа, рассыпается человеческое общество. Социум (семья попа) сходит с ума и распадается.
Народная сказка счастливого конца не знает, никто не обещает снести новое яйцо. Сказка просто обрывается на том месте, где поп разрывает все книги — символ веры, которая утрачивается окончательно. А в других вариантах сама курочка исчезает фантастическим образом через три дня!
В более поздних вариантах появляется живое яйцо – это жизнь. В быту яйцо, которое не было пищей, а было знаком – писанки на Пасху. Классическая окраска – буровато-красная (луковая шелуха). В древности яйца красили кровью животных и иногда жертвенной кровью человека. Яйцо, кровь символизируют жизнь. До 17 века красные яйца клали в гроб. Именно поэтому дед и баба радуются простому яйцу.