Проект Станиславы Головкиной

7 дек. 2025

Царевна-лягушка

Известно более древнее название этой сказки, сохранившееся в других её записях: «О лягушке и богатыре». Это иносказание о переселении души, несомненно, относится к глубочайшей древности. Праславяне подобно древним индийцам и эллинам верили, что после смерти человек попадает в цепь перерождений-превращений и продолжает жить в облике различных существ. Особо чтили тех из них, что способны обмирать на зиму и оживать весной – медведя, мышь, змею, лягушку. Пятипалые лапки лягушки походили на ручки и ножки крохотного младенца, в ней видели перевоплощение умершего предка, менявшего облик и "обращавшегося" в существо-двойника.

Стрела, выпущенная женихом «неведомо куда», указывает на промысел. Суженая ему невеста, сбрасывая кожу (меняя обличье) превращается в девицу, затем обретает прежний облик. После того, как нера­зум­ный ца­ре­вич сжи­га­ет ко­жу (те­лес­ную оболочку) жены-лягушки на погребальном костре, та словно умирает: «оборачивается лебедем» (превращается в клуб дыма) и улетает. Отныне её душу можно отыскать лишь в «в тридевятом царстве, в подсолнечном государстве»: утроение числа «девять» означает дивную «небесную», иначе — запредельную страну.

Отправившись на поиски, муж встречает «старого старичка» (духовного наставника), который объясняет, что его постигла беда из-за вмешательства в тайну жизни души и тела человека. В Средние века превращение в лягушку истолковывалось как наказание, полученное Василисой Премудрой, от своего отца-волшебника за то, что посчитала себя «хитрей и мудрей» его. На прощанье старец даёт царевичу «клубок — куда он покатится, ступай за ним» (указывает путь познания). Так царевич понимает, что ни одно из живых существ нельзя лишать жизни: в их телах может до времени таиться душа человека. Именно потому встреченные медведь, заяц, селезень и щука говорят с ним «человеческим голосом», а впоследствии помогают победить Кощея Бессмертного.

Совет старца приводит царевича к Бабе-яге в избушку, которая сама собой «кругом повёртывается» (вслед за небосводом). От неё царевич слышит откровение, которое уже способен понять: «твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Чтобы разрушить порочный круг странствий души, нужно уничтожить извечное кощеево зло — цепь её переселений в различные существа. Из сундука на вершине дуба (из гроба в конце жизни, который своей силой разрушает медведь). Душа Василисы премудрой переселяется в зайца, утку, а затем в яйцо — средоточие бытия. В нём, на кончике иглы, и таится проклятье — ложное понимание закона человеческой жизни. Поняв эту истину, царевич уничтожает власть Кощея, его «бессмертную» сущность — веру в бесконечную цепь существований души человека в разных телах. Василиса Премудрая возвращается к истинной жизни.

Эта сказочная притча повествует о смене архаических представлений праславян о переселении души и верой в посмертное существование на том свете — в небесном иpии. В иной записи сказки «Царевна-лягушка» заколдованная царевна «оборачивается веретешком», в платье из «витого золота», что соответствует солярной символике древнерусского предхристианства. Однако царевич «ломает веретено» (образ бесчисленных превращений, подобных круговороту сансары), бросает «один конец вперёд, а другой назад» (размыкает временной круг) с заклятием: «Стань передо мной красна девица, а за мной белая береза!» Позади него встаёт «берёза» (дерево-оберег праславян), а перед ним является «Марья-царевна» во всей своей красоте.

Craftum Конструктор сайтов Craftum